Процессуальные документы: анализ и выводы

Ilmiy maqolalar

Умида Пулатова – и.о.доцента кафедры узбекского языка и литературы ТГЮУ

Аннотация

В данной статье говорится о процессуальных документах как о типах юридических текстов, а также рассматриваются их языковые, стилистические и композиционные особенности, выявленные в процессе изучения и анализа образцов процессуальных документов. Кратко излагаются полученные выводы, исходя из которых сформулированы цели и задачи обучения. Предлагаются примеры заданий и упражнений для достижения образовательной цели.  

Ключевые слова: процессуальные документы, уголовно-процессуальный закон, предварительное следствие, типовое содержание, структура документа, языковые особенности, протокол, постановление.

Annotatsiya

Ushbu maqolada protsessual hujjatlar yuridik matnlarning turlari sifatida ko‘rib chiqiladi, shuningdek, protsessual hujjatlar namunalarini o‘rganish va tahlil qilish jarayonida aniqlangan ularning lingvistik, stilistik va kompozitsion xususiyatlari ko‘rib chiqiladi. Olingan xulosalar qisqacha bayon qilinadi, ular asosida o‘qitishning maqsad va vazifalari shakllantiriladi. Ta’lim maqsadiga erishish uchun topshiriq va mashqlar misollari taklif etiladi.

Kalit so‘zlar: protsessual hujjatlar, jinoyat-protsessual qonun, dastlabki tergov, tipik mazmun, hujjat tuzilishi, til xususiyatlari, bayonnoma, qaror.

Annotation

This article talks about procedural documents as types of legal texts, and also discusses their linguistic, stylistic and compositional features identified in the process of studying and analyzing samples of procedural documents. The obtained conclusions are briefly stated, on the basis of which the goals and objectives of training are formulated. Examples of tasks and exercises are offered to achieve the educational goal.

Keywords: procedural documents, criminal procedure law, preliminary investigation, typical content, document structure, language features, protocol, resolution.

Процессуальные документы – это индивидуальные правовые акты, являющиеся наиболее распространенным типом юридических текстов. В процессуальных документах отражаются реальные события, обосновывается их правовая оценка. В индивидуальных актах описывается какая-либо единичная ситуация, в которой применима правовая норма [1: С.104].

Установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок производства по уголовным делам должен способствовать укреплению законности, предупреждению преступлений, защите интересов личности, государства и общества [2: С.135]. Выполнение требований уголовно-процессуального закона обеспечивает соблюдение уголовно-процессуальной формы [3: С.4].

Процессуальная форма обусловливает строгое соблюдение письменного характера уголовного судопроизводства, в том числе и предварительного расследования, что объясняется процессуальным требованием письменно фиксировать любое процессуальное действие.

Составление предусмотренных законом процессуальных документов –необходимое условие успешного производства дознания и предварительного следствия, так как именно процессуальные документы служат основанием и свидетельством выполнения процессуальной формы. «Без предусмотренных законом процессуальных документов нет уголовного процесса, нет уголовного дела, а следовательно, и нет его сущности», – считают некоторые авторы [3: С.5].

В связи с этим необходимым условием и требованием к составлению процессуальных документов является не только строгое следование процессуальному порядку составления процессуальных документов, но и их грамотное составление.

Грамотное составление документов и обучение их написанию возможно только при условии понимания алгоритма составляющих их компонентов, знания целевого назначения и владения языковыми средствами их оформления. В этих целях проведен анализ языка, структуры, содержания, типов некоторых видов процессуальных документов: протоколов и постановлений. Исследование особенностей протоколов и постановлений дает возможность сделать вывод о том, что отдельные стилевые характеристики официально-делового стиля речи отражаются в языке процессуальных документов: к ним можно отнести лексические, морфологические и синтаксические.

Отличительной особенностью уголовно-процессуальных документов является и то, что лишь небольшая часть их содержания представляет собой стандартный текст, основное же место занимает конкретная информация (показания подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и других участников уголовного процесса), требующая умений и навыков, основанных на знании юридических и литературных норм.

Изучив указанные документы с точки зрения их типового содержания, можно прийти к выводу, что данные документы отражают ход и результаты следственных действий (документы-протоколы) и обосновывают и мотивируют принятые по конкретному обстоятельству решения (документы-решения). Анализируя структуру протоколов и постановлений можно прийти к заключению, что их композиция зависит от той информации, которая в них предусмотрена, то есть документы-протоколы могут состоять из вводной и повествовательной, а документы-решения включать вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. Cледовательно, каждая из перечисленных частей документа обладает языковыми, стилевыми, композиционными особенностями, которым следует обучать студентов юридических вузов и техникумов.

Для решения поставленной задачи разработана система обучающих заданий и упражнений, отрабатывающих частотные синтаксические конструкции и лексику, характерную для процессуальных документов, изложенных в учебном пособии У.Р. Пулатовой «Практикум по составлению процессуальных документов» (Ташкент, 2022).

Исследованию стилистических моделей процессуальных документов, отражающих процесс расследования по уголовным делам, посвящено учебное пособие Губаевой Т.В. [1: С.107], в котором автор предлагает следующие параметры стилистической характеристики процессуальных документов, взятых нами за основу исследования: типовое содержание документа, композиционное членение документа, виды информации, способы передачи информации.

Автор справедливо полагает, что типовое содержание и виды информации – экстралингвистическое основание процессуальных документов, которое в конечном счете и определяет соответствующий отбор языковых средств. Композиционное членение может быть задано как внеязыковыми параметрами, так и с учетом собственно языковых характеристик (например, способов введения в текст ссылок на закон, формулировок обвинения или анкетных данных). Следовательно, составление документов имеет свою специфику, что требует знания не только структуры этих документов, но и владения языковыми средствами их грамотного оформления.

Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что протокол допроса свидетеля ведется следователем и фактически представляет собой осуществляемый им пересказ слов допрашиваемого. А целью допроса является получение доказательств, то есть определенных в законе фактических данных.

Отдельное внимание следует обратить на наименование документа, а именно на употребление производного от существительного предлога «в качестве». Употребление данного предлога обусловлено обстоятельством, точнее процессуальным участием лица. Наличие данного предлога в наименовании документа обозначает, что лицо является подозреваемым только на момент до выяснения и установления соответствующих обстоятельств. Следовательно, пропуск или неупотребление предлога «в качестве» будет не только неверным, а и ошибочным с юридической точки зрения.

Для формирования навыков и умений составления процессуальных документов, исходя из их особенностей, можно предложить выполнение следующих заданий и упражнений:

Например,

  1. Запишите дату в нужной форме по образцу.

Образец: Понедельник, двадцать первое августа. В понедельник, двадцать первого августа следователь произведет обыск.

1. Вторник, 24/09      .           … Следователь прокуратуры Юнусабадского района юрист 2-го класса Васильев А.А. принял устное заявление.

2. Четверг, 7/ 11.                    … Сидоров Н.Т. обратился в Мирабадский РУВД с заявлением о том, что у него неизвестным лицом из правого кармана брюк был украден кошелек с деньгами в сумме 12 000 сум.

3. Среда, 4/10.                        … Андреев И.А. заявил, что вышел за хлебом в ближайший магазин.

4. Пятница, 14/12.                 … По данному факту в качестве свидетеля был допрошен гражданин Коробов Д.

5. Суббота, 26/01.                  … Валиев О.Т. был вызван в прокуратуру Хамзинского района для участия в следственном эксперименте.

  • Найдите в тексте и выпишите в тетради конструкции по модели существительное + существительное в Р.п.; объясните, как они образуются.

Образец: заявление лица

  • Образуйте от выделенных глаголов деепричастия. Запишите предложения.

Образец: Следователь осмотрел место происшествия и убедился в правильности показаний подозреваемого. – Когда следователь осмотрел место происшествия, он убедился в правильности показаний подозреваемого. – Следователь, осмотрев место происшествия, убедился в правильности показаний подозреваемого.

1. Свидетель дал показания и подтвердил их подписью.

2. Преступник совершил преступление и скрылся с места происшествия.

3. Следователь провел следственный эксперимент и зафиксировал действия в протоколе.

4. Суд выслушал, проверил показания сторон и вынес соответствующий приговор.

4. а) Образуйте страдательные причастия настоящего времени с суффиксами -ем-, -им- от следующих глаголов: рассматривать, обнаруживать, допрашивать, вызывать, излагать;

б) страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -енн-, -нн-, -т-: продолжать, закончить, начать, установить;

в) Образуйте словосочетания по модели глагол связка был+краткое причастие.

5. Составьте словосочетания со следующими глаголами и отглагольными существительными, используя слова, данные справа:

Изъятие (чего?)

Изъять (что?)                                     предметы и документы

Обеспечение (чего?)

Обеспечить (что?)                             гражданский иск

Обнаружение (чего?)

Обнаружить (что?)                            ценности и имущество

Отыскание (чего?)

Отыскать (что?)                                             требуемые вещи

6. а) Образуйте от следующих составных глагольных сказуемых форму прошедшего и будущего времени.

Образец: Должен подписать – должен был подписать – должен будет подписать.

Обязан возбудить уголовное дело, должен произвести допрос, обязан выполнять поручения, обязан оказывать содействие, обязан принять все меры, обязан установить соответствие личности, должен передать дело, должен разъяснить право.

б) Составьте с ними предложения.

7. Прочитайте задачу.

З. и Ш. обманным путем проникли в квартиру А., связали 76-летнюю Т., заткнули ей рот кляпом, забрали деньги, драгоценности и скрылись. Уходя, З. предложил освободить Т. от кляпа, т.к. она тяжело дышала, на что Ш. ответил: «Ничего с ней не случится, старухи «живучие». Вскоре Т. скончалась от асфиксии.

2. Составьте следующие виды процессуальных актов:

а) Протокол задержания подозреваемых З. и Ш.

б) Постановление о производстве обыска в квартире З. и Ш.

в) Протокол допроса в качестве подозреваемых З. и Ш.

г) Протокол очной ставки.

Список использованной литературы

  1. Губаева Т.В. Практический курс русского языка. Изд-во Казанского университета, 1986. – 228 с.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан. – Шарк, 2001.ст.1. – С.315.
  3. Процессуальные акты предварительного расследования. Примерные образцы. – М.: Юридическая литература, 1991. – 223 с.

Islombek Abdixakimov