Правовое регулирование международных перевозок пассажиров и груза в Республике Узбекистан
Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями. Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. Соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков.
Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика.
По объектам правового регулирования транспортные конвенции условно можно разделить на шесть групп. Это международные соглашения:
1) об общих принципах и организации международных перевозок;
2) об условиях перевозок грузов и пассажиров;
3) о тарифах на международные перевозки;
4) направленные на облегчение транспортных связей между государствами (облегчение таможенных процедур, налогового режима и т.п.);
5) регламентирующие специфические стороны деятельности отдельных видов международного транспорта;
6) предусматривающие защиту имущественных интересов сторон договора в сфере международных перевозок.
Разрабатывают проекты транспортных конвенций международные организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) и др.
В настоящее время основным источником правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения.
Помимо международных соглашений в процессе регулирования международных перевозок большая роль принадлежит внутригосударственным актам. В Республике Узбекистан — это Гражданский кодекс, Воздушный кодекс и иные нормативно-правовые акты.
Почти во всех видах перевозок (за исключением перевозок пассажиров и багажа автомобильным и речным транспортом) установление строгой ответственности перевозчика посредством императивных норм осуществляется конвенционным путем – заключением соответствующих (преимущественно многосторонних) международных соглашений. Обязательность таких норм означает, что стороны по гражданско-правовому контракту не вправе согласовывать условия, не совместимые с режимом ответственности, установленным в международной конвенции.
Это является существенным отступлением от исторически действующих в цивилистических отношениях принципов «свободы договора», «усмотрения сторон», «автономии воли сторон». Система ответственности по различным видам договоров перевозки налагает большее бремя на перевозчика. Он несет обязанность по осуществлению безопасной и своевременной перевозки. Он может претендовать на освобождение от ответственности, если докажет, что неисполнение было вызвано одним из предусмотренных законом обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Бремя доказывания подобного рода фактов лежит на перевозчике.
30 июля 2019 года в Республике Узбекистан был принят Административный регламент предоставления государственных услуг по лицензированию деятельности по городским, пригородным, междугородным, международным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, а также по международным перевозкам грузов. В данном документе приведены основные требования к транспортным компаниям осуществляющим международную перевозку для получения лицензии, так как деятельность по перевозке пассажиров и груза является лицензируемой деятельностью.
К требованиям, указанным в данном документе относиться наличие документов, подтверждающих, что автомобиль прошел технический осмотр в установленном порядке и технически исправен, выполнение требований дорожной и пожарной безопасности, содержание автотранспортного средства в технически исправном состоянии, его техническое обслуживание, проведение технического осмотра, обеспечение сохранности техники, проведение технического осмотра автотранспортных средств перед выездом на дорогу, проведение медицинских осмотров водителей, а также наличие контрольных приборов (тахографов), маркированных сервисной мастерской, на транспортных средствах, осуществляющих междугородние, межрегиональные и международные перевозки на автомобиле.
Абдурахманова Нодирахон Муродхоновна
Преподаватель ТГЮУ кафедры «Право интеллектуальной собственности»
Islombek Abdixakimov