Про феминизм

Хочу сразу подчеркнуть, тема интересная, и далеко не все в феминистском движении так грустно. Многие требования феминисток вполне полезны и разумны. Просто перебор феминизма – плохо, но если его нет – это тоже нехорошо для общества в целом. Слово Феминизм в начале 19 века, выражался по-другому Суфражизм. Весь 19 век они добивались и таки добились того, что их официально перестали считать неполноценными людьми, нуждающимися в опеке мужа или отца. Появились контрацептивы, женщины уже не обязаны были постоянно рожать и смогли активно учиться, участвовать в науке, политике и производстве. Нужно подчеркнуть, уже есть посудомоечные и стиральные машины, кухонные комбайны и тостеры, женщина, как средство обеспечения уюта в доме, уже заметно потеряла в ценности.

У большинства людей слово феминистки вызывает настороженность. Это связано тем, что, феминизм ранее имел несколько направлений: радикальные, сепаратистские и т.д. Вот они реально ненавидят мужчин. На Западе сторонники этих направлений считают, феминистки должны иметь нетрадиционное ориентацию.

В Конституции Республики Узбекистан записано равенство мужчин и женщин. Для женщин также все дороги открыты. Просто большинство женщин этого не хотят сами, у них другое природное предназначение и жизненные цели. Либо они не знают своих конституционных прав. За что и боряться феминистки.

Феминизм предоставляет женщинам возможность самим строить свою жизнь, а также иметь для этого условия, ибо быть равноправной не так просто, когда нет возможностей, особенно финансовых. Можно сказать, что феминизм – это право женщин самоопределяться, когда общество не диктует, как ей жить. Хочешь дома детям носы утирать – пожалуйста. Хочешь карьеру делать или наукой заниматься – welcome!

В Восточном менталитете невозможно любить упоротых теток, ненавидящих всех лиц мужского пола как ошибку природы. Они где угодно способны углядеть ущемление своих прав. Так же мужчины являются привилегированной частью населения, исторически и социально так сложилось. И логично, что власть никто добровольно отдавать не захочет. Многие считают, что раз не будет доминировать мужчина, значит, будет доминировать женщина и вытирать о мужчин ноги, мужчины опасаются стать подкаблучниками, а женщины опасаются того, что придется тянуть вообще все. Вот так создаётся впечатления: «Да, ну, зачем нам феминизм?!». Хотя речь-то о гендерном равенстве.

На мой взгляд, феминизм в Узбекистане, то есть гендерное равенство, развивается довольно скудно. Заметны отличия между образованной семьёй, не образованной и религиозных семьях. Этим мнением не хочу кого-то унизить или оскорбить. В пример хочу привести наших соседей. Сразу скажу не муж и не жена не имеют высшего образования. После четверых дочек, родился долгожданный «принц». Ему сейчас 6 лет. Этот член семьи вытворяет во дворе, что душе угодно. За ним в постоянной охране одна из сестёр. Если, кто то из детей во дворе хочет дать ему «сдачи», за его «выходки», то сёстры яростно заступаются за своего братика. Значит, в их семьи мужскому полу позволяется делать всё что хочется, даже ущемлять права окружающих женщин. Все привилегии предоставляются только мужскому полу. Растёт «настоящий восточный мужчина». Всё это допускается женщинами.

Многие путают феминизм с матриархатом, когда женщины главнее. Абсолютно нет, феминизм начался лишь борьба против отсутствия у женщин экономических, гражданских, избирательных прав просто в силу того, что они не мужчины. Первоначально последовательницы феминизма вынуждены были доказывать, что они – не хуже мужчин, ибо считалось, что женский пол слабее физически и умственно. Разумеется, оба пола очень разные, биологически, психологически и гормонально, иной обмен веществ, иная стрессоустойчивость. Как правило, мужчины действуют, женщины чувствуют. При этом нет кого-то лучше или хуже, просто мы – разные.

Современный Узбекистан достаточно консервативная страна. Главные убеждение являются, что мужчина хозяин и основной добытчик, а женщины могут работать, но лишь если это не мешает заботе о семье, выполнение своих «келинских обязанностей» перед родителями мужа. Иначе они теряют свое природное предназначение, перестают думать о детях и доме, все это ведет к разрушению семейных ценностей, подрыву моральных устоев.

Исходя из выше указанных мыслей, сейчас подрастает новое поколение людей, которые смотрят на вопрос гендерного равенства иначе. Изменение менталитета – это длительный процесс, нельзя его просто законодательно изменить. Пора делать мир лучше и для женщин, и для мужчин.

Достаточно изучить данные по статистике: очевидно, что проблемы с гендерным равенством существуют в Узбекистане на всех уровнях — и семьи, и государства. Помимо настроенных феминистично женщин и мужчин, всегда находятся несогласные. К примеру, один из аргументов за то, что равенство уже наступило, звучит так: женщины получают меньше, потому что меньше работают. К сожалению, это не так. Например, если на сон в среднем за день недели работающие и неработающие мужчины и женщины в возрасте 10 лет и старше тратят одинаково — по 38% своего времени, — то остальные показатели резко отличаются. Так, свободное время занимает у мужчин 20%, у женщин — всего 16%. На работу мужчины тратят в среднем 14% своего времени, а женщины — всего 9%. Объясняется это просто: мужчины тратят на ведение быта всего 8% времени, женщины — сразу 17%. Таким образом, на «первую и вторую смену» — занятость на работе и по дому — мужчины тратят 22% времени, а женщины — сразу 26%, то есть проводят за работой больше, а не меньше мужчин. Просто работа по дому не оплачивается. И даже при этом на обучение и саморазвитие мужчины и женщины находят одинаковое количество времени — 3%.

Феминистские идеи должны поддерживать не только женщины. В мире среди мужчин тоже всё больше профеминистов. Немало таких среди известных мужчин — политиков, актеров, музыкантов. Открытые профеминисты, к примеру, актеры Райан Гослинг, Бенедикт Камбербэтч, Дэниэл Редклиф, Дэниел Крейг, успешные политики Барак Обама и Джастин Трюдо, член королевской семьи принц Гарри и прочие.

Для того чтобы понять, нужен ли Узбекистану феминизм, достаточно на пару часов погрузиться в то, что пишут и показывают СМИ, или то, о чем и как говорят в социальных сетях, или анекдоты на тему женщин водителей. Оскорбления, унижения, насилие — со всем этим половина населения сталкивается каждый день на том простом основании, что они — женщины. Конечно же, Узбекистану нужен феминизм, потому что в нашей стране, до сих пор выдают девушек замуж по договорённости родителей. Потому что женщины у нас в стране зарабатывают меньше мужчин, их неохотно берут на работу, опасаясь того, что они забеременеют. Либо матерям одиночкам меньше доверяют, подозревая наверняка недостаточно справятся с работой, так как дети могут заболеть и за ними не кому смотреть. В сетях популярны видео, на которым читают разные проповеди, как правильно должны мужчины наказывать своих жен. По их словам, мусульманская религия допускает в качестве наказания побои супруги, причем бить женщин нужно, не доводя до переломов костей.

Так как, Узбекистан является государством с исламской культурой, хочу обратиться фактам упомянутой в исламских источниках, является роль жены и матери, но роль женщины в Исламе никоим образом не ограничивается этим. Женщины могут быть предпринимателями, как Хадиджа, первая жена Мухаммада и первая из обратившихся в Ислам. Они могут занимать активную политическую позицию, даже приводящую к мученичеству, как Фатима, дочь Мухаммада, жена Имама Али и мать имамов Хасана и Хусейна.

Между западным и исламским феминизмом нет ничего общего, кроме слова в термине. Первые строят равноправную систему, вторые утверждают, что это уже сделал пророк Мухаммед много веков назад.

Исходя из многовековых восточных традиций узбекской культуры, которые восхваляются не только в национальных исторических источниках, но и в других мировых источниках, феминистка в Узбекистане внешне не должна выглядеть как феминистки западных стран.

Важно признать, что в Узбекистане экономическое положение женщин в сельской местности плачевно. Экономическая зависимость от мужа порождает насилие, зависимость психологическую и бесправие. Механизмы воспитания мальчиков и девочек сильно различаются. Мальчиков принято учить быть сильными и смелыми, а девочек общительными, нежными и чувствительными. Неудивительно, что женщин, занимающих руководящие посты в бизнесе или политике меньше, чем мужчин.

Я представляю феминисток Узбекистана самоуверенными, образованными, которые не бояться эмансипации, в трудных жизненных ситуациях умеющие принимать самостоятельные решения, которые умеют отстаивать свои гендерные права. Феминистки Узбекистана должны уметь помочь окружающих себя других женщин, которые подвергаются насилию и ущемлению своих гендерных прав. Активно учувствовать политической жизни своей страны. Я вижу матерей феминисток Узбекистана, которые правильно воспитывают своих сыновей – настоящих мужчин умеющих уважать своих жён, не тиранов.

Роль феминизма в Узбекистане важно. Потому что в той или иной степени мы подвержены дискриминации по гендерному признаку абсолютно в любой стране. В стране остро стоит ряд проблем, характерных для жительниц азиатских стран: домашнее, вербальное и сексуальное насилие, кража невест, домогательства, отсутствие сексуального воспитания в школах, гендерная дискриминация на рабочих местах, нехватка кризисных центров для женщин и постоянное общественное осуждение по любому поводу. Постепенно женщины Узбекистана стали это осознавать. А женщин, отрицающих феминизм нельзя в этом их строго судить, так как они являются жертвами мизогинии. Мизогония – женоненавистничество. Понятие обозначает ненавись/неприязнь к женщинам, предубеждение по отношеению к женщинам. Мизогиния связана с дискриминацией по признаку пола, с принижением женщин, с насилием над женщинами. Ненависть к женщинам взращивается и в мужчинах, и в самих женщинах практически с момента рождения. Я убеждена, что нежелание женщины называться феминисткой – это просто низкий уровень информированности и это дело времени.

Отношение узбекистанцев к феминизму можно охарактеризовать одним словом: равнодушие. А что может быть хуже в борьбе женщин за свои права? Это, пожалуй, одна из главных причин того, почему феминистские идеи в нашем обществе долгое время не приживались. И только с активным развитием соцсетей это движение начало потихоньку поднимать голову.

Я прекрасно понимаю, что до обеспечения элементарного гендерного баланса и гарантий человеческих прав (на свободу, самовыражение, безопасность) нам как обществу, как стране ещё далеко. Но все же думаю, что будущее у феминизма в Узбекистане есть и что оно с каждым годом будет шириться, поскольку женщины перестают молчать о насилии и несправедливости, и хотят перемен.

 

Феруза Джамбакиева

Преподаватель кафедры «Государственно-правовых дисциплин» Специализированного Филиала ТГЮУ

Civil.uz Yangiliklardan xabardor bo'lib turing.
Dismiss
Allow Notifications